1. Как вы относитесь к российскому вторжению в Украину? Как вы считаете,

трагическое кровопролитие скоро закончится?

Для того, чтобы ответить на первую часть вопроса, надо немного углубиться в историю. Книга «От первого лица» была издана в 2000 году и содержит развернутое интервью никому тогда неизвестного Владимира Путина ряду российских журналистов. Она вышла накануне майских президентских выборов. Российский народ впервые познакомился с тем, за кого отдаст свои голоса. Там Путин говорит о том, что развал СССР был самой большой ошибкой и трагедией. Его личной трагедией. Семь лет спустя он произнес свою знаменитую речь в Мюнхене, где сказал о том, что итоги «холодной войны» считает несправедливыми и, поэтому, объявляет Западу реванш. Все тогда посмеялись, но год спустя, в августе 2008 года, Путин вторгся в Грузию. Война длилась три дня, до Тбилиси российские войска не дошли, но Грузия потеряла Южную Осетию и Абхазию. Запад не отреагировал. Через шесть лет Путин аннексировал украинский Крым и оккупировал часть Донбасса, создав там никем не признанные две народные республики – Донецкую и Луганскую.

  1. Г-жа Графф, ваш роман «Женщина, желавшая любить» уже издается второй раз. Вы верите, что ваша книга будет опять иметь большой успех у публики?

Не мне об этом судить, а моим читателям. Могу сказать, что книга была написана мной с большим удовольствием, она очень искренняя и многоплановая. В ней есть и история, и приключения, и философские отступления, и размышления, и описания быта, например, советской эпохи, и достоверное отображение деятельности некоторых закрытых органов, таких, например, как КГБ времен СССР.   

  1. В чем заключается, по вашему мнению, секрет вашего успеха?

Да, секрет есть и я впервые с вами им поделюсь. Я никогда не морализую, никогда насильно ничему не учу, не пытаюсь вдолбить знания или навязать свою точку зрения. Образовывать себя – дело добровольное. Историю – древнюю или новейшую – неважно какую, особенно «трудную» историю, я предпочитаю перемежать с приключениями или упаковываю ее в разговор нескольких героев романа, или связываю ее с событиями, происходящими сегодня. Современный читатель не очень усидчивый, он постоянно поглядывает себе в ладонь, где у него зажат мобильный, удовлетворяясь новостями, половина из которых фейковые. Увы, мы живем в период пост-правды, когда у каждого правда своя и правду можно выбрать из множества вариантов, что, естественно, убивает истину.   

       В течение шести лет я была и до сих пор остаюсь среди своих соотечественников лидером общественного мнения на своей страничке в ФБ. Поначалу меня не воспринимали, обвиняя в том, что я пишу лонгриды. Ведь лучше настрочить десять постов за один день по нескольку строк, которые ничего не оставят в сознании читателя, но которые можно легко пробежать глазами. Читать длинный пост, где есть начало, конец и хорошая аналитика, хлопотно – мозги устают и времени нет. Но со временем, меня научились читать и, по утрам, заваривая кофе, стали искать мои статьи. День не мыслили без меня и моих длинных, по меркам ФБ, постов. В чем был мой секрет? Фейсбучный диалект, интересные факты, легкость изложения и неожиданный конец, всегда связанный с названием. Кроме того, я всегда выбирала красочные картинки для своих статей. Так я стала, по мнению моих читателей, прекрасным политическим аналитиком, чье мнение остается важным для многих. Сейчас я отошла от активного участия в ФБ, поскольку заканчиваю вторую книгу трилогии, которая, я надеюсь, доставит читателю удовольствие, дав возможность узнать много интересного и до сих пор неизвестного из истории, поучаствовать в дальнейших приключениях Елизаветы Галич и пофилософствовать на разные темы. 

      Есть еще один секрет: я стараюсь писать свои романы разговорным языком, так, как, если бы я рассказывала эту книгу вслух. Несмотря на объем, на русском языке моя книга читается очень легко. Поэтому на моем сайте столько подписчиков ее скачали. Надеюсь, что в новом переводе на греческом, сделанном специально для второго издания, эта цель хотя бы частично достигнута.         

  1. Сколько общего у вас с вашей героиней Елизаветой? Вы соотноситесь с ней на некоторых отрезках вашей жизни? Играет ли роль тот факт, что вы и она родились в одном и том же городе Измаил, что находится в устье реки Дунай?

Да, Измаил был выбран мною не случайно. Я просто не могла обойти Измаил стороной. Это был живописный, оживленный, многонациональный портовый городок, где нашли свое пристанище много людей творческих профессий. В Измаиле, который окончательно вошел в состав Украины только в 1944 году, было мало коммунистической пропаганды, но было много музеев, парков, кафе, ресторанов, кинотеатров и театров. Там жили другие люди и там веяли другие ветра. Там еще долго после присоединения, веяло свободой и ощущался дух западной цивилизации.

       Что касается Лизы и меня, то да, мы похожи. По-другому и быть не может, но не потому, что с ней происходит то, что происходило со мной, а потому что она думает так, как я. Писатели используют своих вымышленных героев и героинь, чтобы донести свое мировоззрение до читателей. В «Анне Карениной» Толстой вывел себя в образе Константина Левина для того, чтобы рассказать читателю о своем взгляде на жизнь – о суете больших городов и праздности богатых, о простом народе, работающем на земле, чей труд он старался усовершенствовать и чьих детей обучить грамоте, о своем отношении к Богу, к браку и христианской догме. 

         Во времена Толстого и Достоевского читатели ждали их романов, поскольку только так могли ознакомиться с точкой зрения умных и даже гениальных людей, не согласных ни с методами правления монархии, ни с догмами, которые проповедовала церковь. Каждую новую главу печатали в газетах и каждая новая глава ставилась событием, ее обсуждали, о ней спорили. Мировоззрение писателей ложилось в основу прогрессивных идеологий и революционных событий.    

  1. Ваш роман – это описание очень сильных чувств талантливой и свободолюбивой женщины. Фоном служат исторические события той эпохи и жажда мести, которая появляется под конец романа. Вы сами как бы охарактеризовали ваш роман? Исторический? Социальный? Романтический или просто женский?

Я рассказываю историю одной женщины, что не делает мою книгу предназначенной исключительно для женщин. Кроме того, моя героиня никогда не мстит сама. Обстоятельства складываются так, что людям, причинившим ей боль, приходится оплачивать свои долги. Называйте это кармой. Да, Елизавета Галич не прощает, она может хотеть мести и даже что-то там планировать в своей голове, но сама она никогда специально не причиняет боль и не мстит. Она отдает своих обидчиков на высший суд и он происходит.   

  1. Женщина – это основной стержень, вокруг которого в вашем романе вращается буквально все. Вы глубоко верите в феминизм и как он выражен в вашем романе?

Я никогда не была феминисткой. Видите ли, в то время, как наши сестры по всему миру добровольно, за установленную плату, удовлетворяют сексуальные потребности представителей сильного пола, как бы другие женщины ни кричали на площадях и не трясли плакатами у себя над головой, требуя прав, уважения и равного статуса, их требования будут выглядеть двусмысленным и вызывать ухмылку на лицах представителей мужского пола, облеченных властью. Если некоторые наши сестры не стесняются прокладывать себе дорогу к намеченной цели через постель своего босса, то это сводит все усилия наших прабабушек-суфражисток на нет. Одно дело получить право голоса и совсем другое жить с достоинством в мире мужчин, где нас, женщин, до сих пор не считают равными созданиями.

      Я искренне не понимаю, почему с началом мира женщина автоматически стала человеком второго сорта? Отчего так произошло? Не наша ли в этом вина? Почему мужчина присвоил себе власть? Потому что он сильней физически? Потому что наши мужественные собратья считали себя кормильцами и первопроходцами, в то время как нас, женщин, могущих врачевать, жгли на кострах? Не говоря уже о потрясающем институте церкви, где мужчины, исповедующие веру к разным богам, объявили себя их наместниками на Земле. Самозванцы, не находящие в себе сил противостоять своим извращенным желаниям, в том числе, и педофилии. Наша вера облачает их властью и позволяет богатеть, но почему мы верим в попов, а не в Бога и его заповеди?! Странно, что до сих пор этих самозванцев так никто и не попросил показать документ, разрешающий им вещать от имени Бога, прикрывая свои преступления, творимые под сенью божьих храмов, его же именем.  

       Нет, я не феминистка. Я индивидуалистка и считаю, что каждая женщина, в меру своих сил, должна бороться со своей судьбой или, вернее, за свою судьбу, отстаивая свои права и, прежде всего, свое достоинство, если люди, попадающиеся ей на жизненном пути, стараются сломить или принизить ее. Именно это и делает моя героиня – она защищает свое достоинство.  

  1. Пользуясь случаем, что мы в эти дни празднуем Женский День, как, по вашему мнению, в наши дни мужчины и женщины пользуются одинаковыми правами или следует еще побороться?

Я не понимаю, что такое День Женщины. Почему один день, а все дни в году? Это как День ребенка или День Св. Николая, когда дети получают подарки от представителей разных политических партий. Все, отдарились, галочку поставили и забыли. Мы живем в абсурдном мире и редко задаем себе правильные вопросы. Как День женщины призван улучшить или изменить  жизнь женщины?

  1. После «Пробуждения», в двух последующих книгах трилогии, которые скоро увидят свет, Елизавета также будет главной героиней? В каких временных рамках будут происходить события?

Действие второй книги проходит с 2000 по 2010 год с ретроспекцией в десятилетие 90-х. Кстати, героями там будут политические деятели самого высокого эшелона власти России и Украины. Пора приоткрыть некоторые секреты. Третья книга начнется в 2010 году и, вероятно, займет тоже одно десятилетие, до 2020 года. Часть книги будет посвящена войне, которую в 2014 году Россия развязала против Украины.      

  1. Две следующие книги уже закончены и готовы к публикации?

Это производственные секреты писателя. Пусть так и остается.

  1. Все последние годы вы живете в Греции. Если вы сравниваете Грецию с вашей Родиной, чего больше вы находите – различий или сходства?

За последние пятнадцать лет в Украине произошли две большие революции. Во время второй революции 2013-2014 гг., около 150 людей потеряли жизни. Их просто расстреляли на главной площади Киева и убили в парке около здания Парламента. Томас Карлейль сказал, что «революцию замышляют романтики, осуществляют фанатики, а плодами ее пользуются мерзавцы». Два раза плодами революций в Украине воспользовались мерзавцы. Увы. Во время президентских выборов 2019 года, я наблюдала старую, но отточенную технологию. Кандидат партии, который борется во время президентской гонки с кандидатом правящей партии, жестко критикуя оппонента, озвучивает все преступления, совершенные предшественниками. Он обещает наказать своих предшественников, поскольку были украдены деньги, процветала коррупция, были урезаны социальные выплаты, не были выполнены обещания. Люди верят и дают оппозиционному кандидату шанс стать президентом. Как только он становится президентом, все обещания наказать предшественников забываются, партия, которая правила предыдущие четыре года, становится оппозицией, занимает свое почетное место в Парламента и все опять хорошо. Опять те же ссоры с высокой трибуны, взаимные обвинения и бесконечная говорильня, в то время, как социальные выплаты и пенсии снова, в вопреки обещаниям, урезаются, а тарифы повышаются. В то время, как снова процветает коррупция и бюрократия. В то время, как народу становится жить все тяжелее и безрадостнее. 

      Украина все глубже погружается в яму внешнего долга. Местные политики разных мастей продолжают воровать, вместо того, чтобы поднимать производство и создавать рабочие места. Молодежь покидает Украину, пытаясь найти работу в Европейском Союзе. В Украине население за последнее двадцать лет сократилось на 20 млн. В стране скоро останутся одни пенсионеры, которым некому будет заработать даже на мизерные пенсии. Все деньги, зарабатываемые местными олигархами, выводятся за границу, они содержат политические партии и через них запускают руки в бюджет страны. Каждый заем, который дает Украине МВФ, сопровождается требованиями о повышениях тарифов и «болезненных» реформах. Я вообще не понимаю, почему реформы, проводящиеся в интересах народа, должны быть для него «болезненными».  Украина – когда-то самая большая и самая богатая европейская страна, превратилась в страну с нищенскими пенсиями и зарплатами и тарифами, более высокими, чем в ЕС.    

      Если в том, что я описала, вы найдете сходство с Грецией, что ж, могу сказать только одно – политическая система во всем мире находится в глубоком кризисе. Но себя они не обидят. За все их ошибки заплатят народы.

  1. Вы уже много написали. Кроме ваших двух больших романах, остальные ваши произведения были опубликованы на вашем сайте (www.olenaksantopulos.com). Вы хотели бы их увидеть напечатанными?

Да, конечно, как и каждому писателю, мне бы хотелось увидеть все мои произведения изданными. 

  1. О чем вы мечтаете и на что надеетесь?

Прошу Бога дать мне сил закончить трилогию и еще одну большую и интересную книгу, которую собирается издать «Кактос» - «Стряпня за Железным Занавесом». «Стряпня» состоит из двух разделов. В первом рассказывается о политической «кухне» Советской империи и о любимых блюдах советских вождей. Во второй приводится более 140 рецептов советской кухни, открываются многие секреты, в том числе, секреты производства знаменитого Советского шампанского. Эта книга могла бы стать не только интересным, но и очень красочным изданием. 

       В остальном я не заглядываю далеко вперед. Мне хотелось бы, чтобы были здоровы мой муж, мой сын и трое моих внуков. Мне также хотелось бы, чтобы жизнь дарила им радость и удачу. Малыши очень тяжело переживают теперешний затянувшийся локдаун.

       Ну, и есть одно или два желания, которые я оставлю своим секретом, потому что просто боюсь сглазить. Ведь у каждого есть свои заветные желания, не так ли?

Екатерина Графф. Интервью журналистке Марии Тцакири

Екатерина Графф. Автор романа «Женщина, желавшая любить».

-   Ваша героиня родилась в Измаиле, небольшом живописном городке Украины, где родились и вы сами. Поэтому нам бы хотелось увидеть это город вашими глазами. Расскажите нам о своей Родине

Измаил подробно описан мною в первых главах романа. Читатели найдут там очень яркое и трогательное описание этого южного городка. Однако, отвечая на ваш вопрос, скажу следующее: несмотря на то, что армия российской империи отвоевывала Измаил у Турции и Румынии четыре раза, последний раз, в 1877 году, забрав его у Румынии без боя, Измаил снова попал под контроль Румынии 22 января 1918 года. Только в 1940 году правительство тогдашней СССР вынудило Румынию вернуть Бессарабию Украине. Но с началом Второй мировой войны, с июля 1941 по август 1944 Измаил был оккупирован немецкими и румынскими войсками. И только в 1944 этот живописный портовый городок окончательно стал частью Украины. Именно поэтому, в нем было мало страха, подобострастия и советского бюрократизма. В середине прошлого века там все еще чувствовалось сильное влияние западной культуры и традиций. Покинув большие города, в Измаиле осело много интеллигенции – врачей, учителей, музыкантов, художников. В нем почти не было партийной номенклатуры, но было много музеев и театров. Были хорошие школы, в том числе, и музыкальные. Вокруг каждого дома в центре Измаила были прекрасные сады, а на главном проспекте возвышался православный собор, который, не в пример церквам и собором по всему СССР, закрытым большевиками, оставался действующим. Измаил был тем оазисом, затерянным во времени, где повезло родиться мне и моей героине. Сейчас Измаил уже не тот. Давно изменившись, он стал закрытым городом. Покинув его в детстве, я никогда туда не возвращалась. Предпочитаю сохранить его в памяти таким, каким его знала я.     

- Ваша героиня Елизавета Тропинина, расстается со своим детством вместе со смертью своего любимого деда. Расскажите нам о ее детстве и той большой любви, которой она была окружена и которую потом всю жизнь пыталась найти. 

Моей героине повезло дважды – она родилась в большом старом доме, построенным когда-то турецким посланником. Дом окружал прекрасный сад. А маленькую Лизу окружала очень любящая и талантливая семья. Каждый член той семьи был талантлив по-своему. Ее дед, Никита, занимал высокий пост, оберегал семью и заботился о семейном достатке. Лиза была просто заворожена его властностью и добротой, его честностью, нежностью и порядочностью. Редко в одном человеке власть уживается с порядочностью. Ее бабушка, Анна, была сиротой, закончившей только четыре класса. Однако эта талантливая женщина писала стихи, была прекрасным кулинаром, шила просто незабываемые вещи, а также была признанным садоводом. Ее сад приезжали фотографировать для различных садоводческих журналов. Отец главной героини, Василий Тропинин, был морским офицером, но, прежде всего, он был художником. Он создавал прекрасные полотна, рисуя с натуры то, что цвело и зрело в райском саду Анны. И только мать Лизы, Александра, особыми талантами не отличалась. Она любила читать и мечтать, редко ценя тех, кто находился рядом с ней и то, что ее окружало. Вокруг нее не возникало любви, она ее не творила. Но Лизе хватило той любви, что она получала от Никиты, Анны и своего отца. Талантливые люди умеют любить по-особенному. Они не просто любят, они делятся своим талантом любить. Они учили маленькую Лизу рыбачить, понимать животных, узнавать цветы, любить вкусно готовить, уметь рисовать. Они развивали ее фантазию,  они учили ее создавать и творить, в том числе, и любовь. Впитав в себя все, что они с такой радостью и щедростью ей отдавали, повзрослев, она продолжала искать такую же безоговорочную и безусловную любовь в отношениях с теми, кого встречала на своем жизненном пути. Искала и… не находила. Однако она сумела передать эту любовь из своего детства своему сыну, Игнату.

-  Итак, Лиза – это «женщина, желавшая любить». Почему вы предпочитает слово «любить», в не слова «быть любимой» в заглавии вашей книги?

Потому что любить, означает отдавать. Быть любимой означает получать. Моя героиня предпочитает отдавать. В этом она находит радость. Она любит делать что-то для других, создавать для других, жить для других. Если повезет, и ее кто-то полюбит, она с радостью примет эту любовь, возражать не будет. Впрочем, пока, ей не очень везет. Отдавая, она получает в ответ только желание принизить ее, отобрать ее достоинство и причинить ей боль. Встретит ли она того, кто захочет и сможет ее любить так, как ее любили в детстве? Посмотрим. Впереди еще две книги трилогии.

- «Женщина, желавшая любить» любить, умоляет о пощаде, чтобы ей не пришлось предавать себя, свою природу, свою гордость и свое женское достоинство», — пишете вы в предисловии. В ваше предложение входит личность Елизаветы Тропининой?

 

На самом деле, в предисловии я пишу о всех женщинах и фраза на русском языке звучит так: «Женщина, страстно желая любить, умоляет судьбу о снисхождении, дабы не пришлось ей предать самое себя, свою природу, свою гордость и свое, женское достоинство». Моей героине пришлось покинуть Измаильский «рай», где она родилась и выросла, в возрасте девяти лет. С тех пор судьба ее не щадила. Молила ли она судьбу о снисхождении? Не думаю. Сначала она научилась сама защищать себя и отстаивать свои права и интересы, а потом молила Бога только об одном – чтобы он давал ей силы выстоять каждый раз, когда судьба преподносила ей очередное испытание. Часто Лиза сама бросала вызовы судьбе и принимала ее вызовы. Это постоянная борьба – кто кого. И еще одно: моя героиня никогда не отождествляла судьбу и Бога. Судьба любого человека включает места, людей, обстоятельства, ошибки. Бог не имеет к этому всему никакого отношения. Он учит тебя и, если ты, в конце концов, начинаешь различать добро и зло, он становится на твою сторону. Чудес он не творит, но поддержать в трудную минуту может.

- В жизни главной героини появляются и постепенно исчезают двое мужчин.  Расскажите о занудном и недалеком Алексее Галиче и отставном летчике Димитрисе Загосе, который хочет, чтобы Елизавета, несмотря ни на что, была рядом с ним?

Об этих двоих много написано в романе. Скажу одно – оба, несомненно, мужчины. Но можно ли их назвать людьми?

- Потом появляются харизматичный, но женатый Джордж Альягас, а также полный тайн и извращенных пристрастий, Адам Эратинос. Насколько сильно они ее разочаруют?

Джордж Альягас пока единственная и страстная любовь Лизы. Она благодарна ему за то, что разбудил в ней женщину. Чувствуя себя его должницей, она даст ему то, что он хотел получить от нее, а потом заберет у него все. Однако не буду раскрывать секретов второй книги трилогии, которая должна выйти в конце этого года. Что касается Адама, то он и, правда, полон секретов, которые будут раскрыты.

-  Кто из этих четырех мужчин заставит сердце вашей героини трепетать в ритме любви?

Моя героиня была очарована молодостью и красотой Алексея Галича. Говорят, первое впечатление всегда самое верное. Первая их встреча была отвратительной и надо было поставить точку, но вторая встреча оказалась совершенно другой и Лиза влюбилась. Кроме того, моей героине хотелось вырваться из маленькой квартирки, где ютились и жили впроголодь три женщины – сама Лиза, ее бабушка и ее мать, которая постоянно жаловалась на свою судьбу и свое недомогание. Этот фактор сыграл большую роль, подталкивая Лизу неосознанно преувеличить свои чувства к Алексею. Выйдя за него замуж, она совершила огромную ошибку и осознала, что натворила, буквально через два дня после свадьбы. Впрочем иногда наши ошибки оборачиваются наградой, даря нам несказанную радость. Такой наградой стал для Лизы ее сын Игнат.

Пытаясь вырваться на свободу из застенок советской империи, Лиза старалась полюбить Димитриса Закгоса. Он ей это не позволил. Мелочный, ревнивый, недалекий, жадный, аморальный тип, способный украсть все сбережения Лизы, оставив ее и ее семью без копейки. И вот такого человека судьба возвращала моей героине снова и снова, пока не настал его час, пока та же судьба не заставила Елизавету Галич принять участие в его смерти.

Елизавета Галич любила Джорджа Альягаса, но эта любовь прошла. Слишком много был пустых обещаний, пустых ожиданий и разочарований. В том числе, и на поприще совместных деловых отношений. Когда, после исчезновения Адама, Лиза возвращается в Грецию, любовь к Альгасу вспыхивает снова, но в ней уже есть привкус мести. За то, что когда-то она не могла ни жить, ни дышать без него, а он мог. За то, что врал ей. За то, что она не была нужна ему сама по себе, а только в комплекте с успехом и большими деньгами.

По-своему она любила и Адама. Из своего детства Лиза вынесла одну истину, которую она открыла для себя, наблюдая за своим дедом, Никитой. Перестать верить человеку означает перестать любить его. Что такое вера? Это когда ты чувствуешь себя в безопасности с тем, кого любишь. Когда в отношениях нет места предательству. Адам – патологический лжец. Она найдет Адама, судьба сведет их в неожиданном месте. Во время их встречи многое откроется…

- Кого из ваших читателей вы любите больше всего и насколько вы, как писатель, влияете на нас вашим мастерством?

Отдаю симпатии и антипатии к главным героям на суд и вкус читателей.

-  Ваша героиня «принимает решение отомстить всем тем, кто предал ее ожидания и любовь…», — пишете вы. Расскажите об этом решении.

Когда кто-то разрушает твои мечты неосознанно, не желаю того, ты его прощаешь. Когда кто-то это делает осознанно и намеренно, когда кто-то причиняет тебе боль специально, прекрасно осознавая, что делает, когда мужчина, пользуясь своей властью или силой, унижает женщину, настаивая на неприемлемых ей условиях, такая женщина, как Лиза, противится и восстает. Они также не прощает. Нет, она не планирует, как причинить боль или унизить в ответ. Прочитав первую книгу и, когда она увидит свет, вторую книгу трилогии, читатель поймет, что Лиза подчиняется обстоятельствам, которые складываются так, что все, кто причинял ей боль, остаются отмщены. Недаром говорят, никогда не суди и не мсти сам, оставь эту привилегию Богу…

- Месть не всегда бывает сладкой. Она оставляет глубокие шрамы в душе. Думала ли когда-нибудь ваша героиня, что нет лучшей мести, чем забыть нанесенные обиды и просто продолжать жизнь, оставив прошлое в прошлом? Или прошлое всегда присутствует?

Да, без прошлого нет настоящего. Прошлого уже нет в реальности, оно существует только в воспоминаниях. Настоящего тоже нет, поскольку каждую минуту настоящее становится прошлым. Будущего тоже нет, потому что оно еще не настало. Кроме того, будущее нам неведомо. Как жить в этом хаосе? За что держаться? Каждый находит для себя свой якорь сам.

- Много ли общего в характере и истории Елизаветы Тропининой с разными историями, которые вам доверяли люди, или даже с вашей собственной личностью и личным опытом?

Я никогда не использую истории, рассказанные другими. Это их истории. Вы знаете, что каждый большой и хороший роман автобиографичен. Но он не обязательно автобиографичен, потому что автор описывает в нем обстоятельства собственной жизни. Романы автобиографичны мыслями авторов. Тем, что они думают о добре и зле, как видят жизнь, как относятся к тому или иному феномену. Например, Достоевский написал, что «красота спасет мир», моментально сделав роман «Идиот» автобиографичным. Потому что только он мог и сказал эту фразу, имея в виду красоту души и красоту независимого, развитого ума.

В «Женщине, желавшей любить» много моих мыслей и моего отношения к жизни. Это, а не приключения и обстоятельства делают этот роман автобиографичным.

-  Ваша трилогия началась с «Пробуждения», затем последовала «Женщина, желавшая любить». Вы думали о названии, которое дополнит его?

Хочу немного вас поправить. Трилогия называется «Женщина, желавшая любить». В то же время, каждая из трех книг имеет свое название. Первая книга называется «Пробуждение», вторая книга будет иметь название «Прощение без пощады», а как будет называться третья – пока оставлю в тайне.

Спасибо за вопросы, Екатерина Граф. 

Екатерина Графф разговаривала с Эвой Натси о своем романе «Женщина, желавшая любить»

  1. «Женщина, желавшая любить» - общее заглавие для всей трилогии, первая книга которой под названием «Пробуждение» была повторно выпущена издательством «Кактос». Я хотела бы спросить, когда, с Божьей помощью, мы увидим вторую книгу трилогии?

Вторая книга трилогии под названием «Прощение без пощады» написана и переведена. Дальнейшее зависит от издательств «Кактос». Скорее всего, книга выйдет в начале следующего, 2022 года. Однако мне очень хотелось бы, чтобы часть тиража была напечатана до Рождества. Книга – всегда хороший подарок, кроме того, мои друзьям и почитателям не терпится взять в руки вторую книгу и продолжить путешествие вместе с главной героиней романа.


  1. В чем вы черпаете вдохновение, что побуждает вас писать, мадам Графф?

 Я – не поэт, я – трудоголик. Вдохновения я никогда не жду, поскольку думаю о книге постоянно. Когда я не собираю информацию, а в «Прощении без пощады» много истории и политики, я живу и существую в компании моих героев. Они никогда меня не покидают. Чтобы я ни делала, в моей голове звучат монологи, диалоги и происходит развитие событий. Возможно, это и есть вдохновение. В таком случае, я очень везучая. Бывают, конечно, дни, когда язык стоит колом и фразы выходят корявыми. Тогда я просто пишу страницу за страницей, пока снова не найду свой ритм. Проза должна обладать определенным ритмом, тогда произведение легко читается.

     Что касается того, кто или что вдохновили меня на книгу, ответ прост – человеческие отношения. «Ад – это другие люди», - так сказал Сартр, а Вольтер добавил «Человек не только смешон, но и очень зол». Оба были бесконечно правы. Тем более, что, со временем, ад, состоящий из живых людей, расширяется и становится все более сложным и многоуровневым. Чего только стоит безнравственная, могущественная и корыстная каста политиков, приведших мир к краю пропасти? Где искать спасения – друг у друга или у Бога? Но посмотрите на этот институт Церкви, что полностью разложился и погряз в грехе, и попов, творящих тайные преступления. Люди всегда стремились к объединениям – классы, группы, партии, приходы, профсоюзы. Им казалось, что вместе – безопаснее, особенно, если у той или иной группы людей совпадают интересы или они разделяют одну и ту же идеологию. Но последнее время идеологии стали токсичными, а основным интересом стали деньги. «Мы живет в такое интересное время, когда никто не может сказать правду, не рискуя оскорбить убеждений какой-либо группы… Все мы в настоящее время ходим ногами кверху» - это Дюма-сын.

        И все же, рискуя не быть политкорректной (модное словечко), я в этой книге подняла много неудобных тем. Надеюсь, они найдут отклик в головах и сердцах читателей. Пора просыпаться.

        «Мы живем в довольно подлую эпоху и я не завидую тем, кто чувствует себя в ней вольготно. Культ современности, скоростей, показного! Как будто человеку этого достаточно! Поверхность, одна поверхность! Человек пытается скрыть собственную пустоту с помощью денег и вещей. Когда говорят о чем-то святом, все смеются… Полная деморализация духа, инфляция понятий. Погибают не только искусство, дух, нравственность, честность, но даже Европа и мир вообще.» - это Герман Гессе.

       «Под дурной компанией я разумею не только людей злобных и вредных – их компании следует избегать, потому что они отравляют атмосферу и угнетают. Я имею в виду также компанию «живых трупов», людей, чей дух мертв, хотя тело их живо. Людей, чьи мысли и разговоры тривиальны, которые болтают вместо того, чтобы говорить, и которые изрекают мнения – штампы вместо того, чтобы думать самостоятельно» – это Эрих Фромм. 

       Как видите, все уже было сказано, причем, сказано о нашем времени. Великие все понимали, правильно оценивали и, поэтому, могли предсказать, как именно будет развиваться мир. Обладая разумом, увенчанным гением, они даже предсказали эпоху «постправды». Каждый день на нас обрушивается поток информации, большая часть из которой или откровенная ложь, или набор фактов, видоизмененный в пользу точки зрения владельца данной газеты, журнала, ТВ канала или Интернет издания, который, в свою очередь, поддерживает ту или иную политическую силу. Нам доступно бесконечное количество информации, но где взять мудрость в ней разобраться? Впрочем, правда не только варьируется и видоизменяется СМИ.  Каждый из нас полагает, что ее или его представление об истине и есть сама истина, поэтому истина больше не объединяет людей, она разобщает их. Все это – безнадежные изъяны нашего времени. Они и служат источником моего вдохновения. Главное –крепость мысли и элегантность стиля, что помогут словам пробиться к душам. И еще одно меня занимает: мне очень хочется найти или придумать человека, героя, персонаж, который не был «адом», а оказался бы «раем».

  1. Захватывающий сюжет вашей книги, позволит читателям познакомиться с Елизаветой, обласканной любовью девочкой, выросшей в любви в прекрасном и живописном украинском городке Измаил. Мы знаем, что вы также родились и выросли в этом городе. Что бы вы сказали на предложение взять читателя за руку и провести по измаильским аллеям, где бегала маленькая Лиза?

Измаил был прекрасным городом. Много лет тому назад я покинула этот город, и больше никогда туда не возвращалась. Хочу, чтобы он остался в моей памяти таким, каким был в моем детстве. Если вы хотите экскурсию по тому, давнишнему Измаилу, возьмите книгу, откройте на нужной странице и отправляйтесь от дома, в котором росла Лиза, через парк, на главный проспект имени Суворова, где стоит старая белая церковью, потом на площадь и оттуда в музей Александра Суворова, освободившего Измаил от турок, потом через другой парк, к Универмагу, к родильному дому, где появилась на свет главная героиня и, наконец, на шумный базар. С другой стороны от дома – школа, располагавшаяся в красивом доме, построенном греческим купцом, где Лиза училась до тех пор, пока длилось ее очарованное детство, прерванное смертью ее любимого деда Никиты. Очень хорошо о детстве сказал Жюль Мишле: «Я был богат  детством, воображением и, быть может, уже любовью. Я никому не завидовал»

  1. Маленькая Лиза (Елизавета Тропинина) обожала своего деда, Никиту, прекрасного человека, который всегда заботился о семье. Как именно его смерть повлияла на маленькую героиню?

Его безвременная смерть прервала детство Лизы, уничтожив тот защитный кокон, в котором она провела девять лет. Его смерть окунула еще совсем девчонку в одиночество и взрослую жизнь. Через некоторое время после кончины Никиты, распалась вся семья. Без такой глыбы, как Никита, родители Лизы спасовали перед жизненными обстоятельствами, растеряв любовь. Только Анна, его жена, сумела выстоять. Вырастив Игната, сына главной героини, она заложила в него все то, чем обладал ее любимый муж. Да и сама Лиза сумела отдать Игнату свою безграничную и безусловную любовь. Любовь матери это когда есть время для постоянного общения. Никакое самое навороченное технологическое приспособление не воспитает ребенка и не расскажет ему, что такое жизнь и не подготовит его к ней. Любовь родителей дает ребенку иммунитет, ему не страшно зло, потому что он знает, что такое добро. Он вырастет настоящим человеком, который сумеет передать эту любовь дальше, своим детям, и это невероятно ценно, потому что именно так, в мире лишений, катастроф, насилия, бездуховности и полуправды, мы, с помощью любви, растим тех, кто, возможно, сумеет спасти себя.  


  1. Ваша героиня выросла в атмосфере безусловной любви окружавших ее взрослых. Она передала эту любовь своему сыну, Игнату. Какие элементы способствуют тому, что автор живописует такую глубокую историю любви?

Тут нет и не может быть никаких «элементов». Я пишу про любовь, потому что, любовь, как и правда, должна объединять людей. В нашу эпоху заката любовь исчезает, поэтому ее стоит ухватить, описать ее, рассказать о ней. Людей не должны объединять деньги и способы их приобретения, погоня за приданным, за наследством или другие материальные ценности. Только любовь, а не стремление к власти есть единственный способ существования в этом мире. Но любить становится все труднее. Одного чувства теперь уже недостаточно. Нужно уметь защищать любовь от насилия, существующего в обществе, которое признает только экономические отношения (деньги).

     Люди не должны искать выгоды и, как только выгода исчезает, отворачиваться друг от друга. Они не должны предавать друг друга, потому что на их пути возникли трудности, или потому, что физическая близость больше не возбуждает так, как это было в самом начале их знакомства. Любовь – это желание сохранить ее наперекор всему и вопреки всему. Но вся трагедия в том, что многие молодые люди, выросшие в обнимку с компьютером, не умеют даже распознать любовь. Они, как инопланетяне, впервые попавшие на Землю. Те, что принимают хаос проснувшихся гормонов за любовь. Они понятия не имеют, что любовь для людей – это один из видов страдания, что это боль, как говорил Антон Чехов. Любовь – это также один из видов дисциплины, потому что любовь жива доказательствами. О любви надо не говорить, любовь надо демонстрировать, причем постоянно. Любовь – это всегда прелюдия к потере. Мы неизбежно теряем или любовь, или любимого человека. И все равно, обжигаясь и испытывая боль, мы опять и опять хотим любить. 

  1. В вашем романе тайны и захватывающие развитие событий сносит крышу читателю. Женщина, желавшая любитьВ чем разница? Почему ей самой надо непременно любить, почему она не хочет принять любовь и быть любимой?

Потому что Елизавета Тропинина так устроена – она отдает и дарит.

     Но, давайте разберемся. Что, если женщину любит мужчина, а ее сердце молчит? Это безответная любовь. Сколько такой мужчина будет хранить свою любовь к той, что не отвечает взаимностью? В конце концов, он встретит другую. Это самый лучший вариант. А, если тот, кто любит без ответа, начнет преследовать женщину, навязывая ей свою любовь, свою компанию? Что, если влюбленный человек возомнит, что вправе контролировать жизнь женщины, не отвечающей ему взаимностью? Вспомните одного из героев первой книги – Димитриса Загкоса, который, хоть и любил Лизу по-своему, сколько зла ей принесла его любовь? Во второй книге читатель близко познакомится с Джорджем Альгясом и Адамом Эратиносом. Их любовь, основанная на лжи и бесконечных условиях, не принесла главной героини ничего, кроме боли.

    И потом, когда любишь ты сама, твое сердце наполняется музыкой, а мир становится радостней. Лучше любить, чем быть любимой, потому что, когда любишь, любовь испытываешь ты сама. Капля божественной любви проникает в твое сердце. Это неповторимое чувство. Конечно, лучше взаимная любовь, когда двое любят друг друга, но, если таковой нет, лучше любить самой. Как сказал Владимир Набоков: «Мечта и действительность сливаются в любви», пусть только на мгновение.  

  1. Рисуя портрет Елизаветы Тропининой, как бы вы сами охарактеризовали ее тип и стиль жизни, который он выбрала?

Елизавета Тропинина – не положительная героиня, застывшая в своей добродетели. Она отрицает жизнь, в которой люди не ведают беспокойств и существуют как устрицы. Она живой человек со своими страстями и грехами, она изменяется, представая перед читателем очень искренней и, несмотря на свою внутреннюю силу, очень ранимой. Во второй книге она переживет несколько внутренних драм, неоднозначно восприняв болезнь и смерть своей матери, Александры. В то же время, она едет в другую страну, чтобы спасти жизнь Адама Эратиноса, человека, который сам чуть не убил ее. В одной из глав она расскажет о всех тех персонажах, что живут внутри нее, составляя ее внутреннее «я». Елизавета – многогранная и талантливая натура, у нее изменчивый и изобретательный дух. Поскольку главный персонаж ни в коем случае не должен быть чем-то посредственным, мне хотелось бы, чтобы читатель увлекся незаурядным и сложным характером Лизы точно так же, как его захватывает сюжет или фабула любимого им произведения.     


  1. В жизни героини присутствуют четверо мужчин – ее первый муж Алексей Галич, отставной генерал ВВС Димитрис Загкос, так называемый бизнесмен Джордж Альягас и, конечно, таинственный Адам Эратинос. Расскажите нам об этих мужских характерах. Трудно было оказаться в шкуре таких разных мужских типов?

    Я не могу оказаться на их месте, потому что я создала их. Все мужчин в этой трилогии – мое творение. Андре Моруа, имея в виду Бальзака, говорил, что нельзя живописать человеческую комедию и одновременно участвовать в ней. Я не участвую, я создаю и наблюдаю. Как только в моей голове возникает образ нового героя, он начинает жить отдельно от меня. Между прочим, во второй книге появятся еще два сильных мужских характера.

    Еще одно – я не осуждаю своих героев. Они – люди разные и действуют в соответствие со своим мироощущением, характерами и обстоятельствами. 

    Успех Бальзака состоял в том, что он, устанавливая между своими героями взаимосвязи, связывал их настолько крепко, что они становились незыблемыми и ни при каких обстоятельствах не могли превратиться в кого-то другого. Подобные взаимосвязи – залог успешного романа, поэтому передо мной также стояла задача связать всех героев воедино. Надеюсь, мне это удалось.

    Возвращаясь к мужским характерам. Как из-под пера женщины вышли такие разные герои? Я очень наблюдательна, мой мозг аналитически перерабатывает полученную информацию в основу, а мое воображение превращает эту основу в интересную фабулу.

  1. Стиль и фабула романа меняются несколько раз, погружая читателя в очень своеобразное литературное путешествие. Лиза решает отомстить всем тем, кто играл с ее чувствами, предав ее мечты и надежды. Расскажите нам о ее решении отомстить.

Моя героиня считает, что месть – это баланс. Месть – это восстановление гармонии. Если кто-то причинил ей боль, причем сделал это сознательно, он должен испытать такую же боль в ответ. Нет ничего постыдного в том, чтобы не дать себя в обиду и преподнести своему обидчику урок. Тем не менее, если вы заметили, она никогда не мстит сама. Она всего лишь орудие. Каждый из тех, кто предал ее, получает по заслугам. Все, что ей требуется, просто вернуться в его жизнь, а потом отойти в сторону, как в случае с Джорджем Альягасом. Или, наоборот, спасти жизнь Адама Эратиноса, которая станет его проклятием.

  1. «Месть всегда происходит от слабости души тех, кто не в состоянии вынести оскорблений», - сказал Франсуа де Ларошфуко. Каково ваше мнение об этом высказывании?

Один из великих высказал свое мнение. Не обязательно с ним соглашаться. Лев Толстой тоже предлагал подставить другую щеку. Я этой философии не разделяю. Именно слабые души выдерживают все оскорбления, не находя в себе силы противостоять. Или же ими руководит страх, а страх часто напрочь отшибает мозги. Оскорбления не надо ни выносить, и забывать, ни пропускать. Если бы народы меньше глотали оскорблений и унижений, а больше противостояли тому беспределу, что с ними творят сильные мира сего, мир был бы лучше и мы сами чувствовали бы себя в нем лучше. 

  1. Ваш роман провоцирует в читателе целую гамму чувств. Что чувствовали вы сами, когда соприкасались с психикой ваших героев?

Отношусь с осторожностью и спокойствием, как относилась бы к психике других людей. Впрочем, я бы лучше сказала не «психика», а «состав души человеческой». Мне хочется, чтобы мои герои как можно больше открылись мне, чтобы доверяли мне, чтобы остались со мной, продолжая удивлять и озадачивать меня.


  1. Читая книгу, мне показалось, что вы сами получали удовольствие от написания этого романа. Вам нравится выбор времени и места, или что-то еще, что сделало результат настолько блестящим?

Навряд ли это было лишь приятным путешествием по любимым мною временам и местам. Я трудилась как раб на галерах. Работа и приносила мне радость и удовлетворение.

     В этой жизни труды долги, успех сомнителен, радость кратка, счастье мимолетно и редко… Другими словами, в жизни очень мало приятных моментов.. Констатировав этот факт, следует заметить, что работа продолжает вызывать сильные и разнообразные чувства, принося удовлетворение и приятную усталость. Вы скажете, что работа не может идти ни в какое сравнение, например, с любовной страстью? Отвечу: сколько ни меняй любовников или, тем более, мужей, развязка всегда одна и та же. Знакомая, ранее испытанная. Другой, в силу природной устроенности, просто быть не может. Одинаковый для всех оргазм. Это – как смерть, уготовленная для всех и каждого.

       Однако возьмите работу. Я не имею в виду работу тусклую, однообразную, а созидательную, творческую, такую, где все зависит от меня. Итак, в результате талантливо проделанной работы, я могу порадоваться следующим приятным моментам. Мое самолюбие уже не голодает и не испытывает жажды. Очевидно, что я что-то могу и на что-то способна. Я покупаю бутылку хорошего шампанского, охлаждаю его, потом сажусь в кресло на веранде и распиваю эту бутылку на двоих со своим самолюбием. Если повезет получить вознаграждение за проделанную работу, можно купить то, что нужно или даже то, что давно хотела. Одним словом, можно побаловать себя…   

      НО!!! В искусстве нельзя работать для успеха, а можно только для креста и веры. Жить тоже нельзя лишь для успеха, жизнь надо проживать по мере возможности правильно, не требуя от нее справедливости, а, тем более, награды. Все придет и уйдет. Награда примет неприметное значение и форму, и только со временем ты поймешь, что был спасен. Не надо загадывать, можно мечтать, но не стоит настаивать на исполнении своих желаний. В лучшем случае, они исполнятся в общем и то, если приложить все возможные для этого усилия. Обычно же, желания исполняются только частично или не исполняются вовсе. Надо трудиться и надеяться. С божьей помощью, может, что и сбудется.  

*  *  *

«Питерское Чудовище»

 20 февраля 2010 г.

«Разрешить ли чудовищу родиться в нас?»

Совершенно точно то, что она – неординарная женщина. Именно это делает не только ее произведения, но и ее личную жизнь необыкновенно притягательной. Родившись в устье Дуная, в городе Измаил, она очень быстро, но отнюдь не просто, преодолела путь до «гражданина мира». Этому предшествовало серьезное обучение в Киевском Государственном Университете, после чего рождение сына, развал Советского Союза, основание собственной туристической фирмы, развод и второе замужество – на этот раз за Антониосом Ксантопулосом – представителем старинного греческого рода, и начало писательской карьеры под псевдонимом Екатерина Графф.

«Женщина, желавшая любить»

19 января, 2008 г.

«Способность любить – это талант».

 «Тонко и романтично, с одной стороны, и с нелицеприятной прямотой, с другой, вооруженная знанием истории и, в то же время, очень личностно, Екатерина Граф, в своем романе «Женщина, желавшая любить», описывает борьбу женщины с миром, который грозит уничтожить ее детскую непосредственность, чувство защищенности, доверие и даже ее неординарное мышление. Только не любовь, потому что любовь присутствует в самом естестве главной героини романа Лизы – Елизаветы Тропининой. Последняя настолько необузданно красива, что просто не может принадлежать к множеству тленных ничтожеств нашей действительности, к тому, что может быть уничтожено. Лиза является для меня центром очень личной и, одновременно, вселенской аллегории женщины, но поговорить об этом подробнее в коротком прологе к интервью, не представляется возможным.