«Питерское Чудовище»

 20 февраля 2010 г.

«Разрешить ли чудовищу родиться в нас?»

Совершенно точно то, что она – неординарная женщина. Именно это делает не только ее произведения, но и ее личную жизнь необыкновенно притягательной. Родившись в устье Дуная, в городе Измаил, она очень быстро, но отнюдь не просто, преодолела путь до «гражданина мира». Этому предшествовало серьезное обучение в Киевском Государственном Университете, после чего рождение сына, развал Советского Союза, основание собственной туристической фирмы, развод и второе замужество – на этот раз за Антониосом Ксантопулосом – представителем старинного греческого рода, и начало писательской карьеры под псевдонимом Екатерина Графф.

        Как раз сейчас, во всех книжных магазинах появилась новая книга писательницы – роман «Питерское Чудовище» (издательство «Говостис»), в то время, как ее предыдущий роман «Женщина, желавшая любить», стал бестселлером (издательство «Кастаньотис).         

       Вымышленные герои – профессор Стасов и Татьяна играют главные роли в «Питерском Чудовище» наравне с вошедшим в историю  Потемкиным.

 Потемкин эту историю творил, Стасов оказался ею выброшенным. 

 

-   В каком месте становится очевидным, кто жертва и кто «чудовище» или эти понятия две стороны одной и той же медали?

 

 -   Совершенно верно, очень часто – это две стороны одной медали. Верно и то, что жертвой очень редко становятся по доброй воле, чудовище же рождается внутри человека при попустительстве самого человека. Но, сначала о жертвах.

Но почему Потемкин, спросите вы? Судьба Потемкина очень трагична. Не буду снова пересказывать его жизнь, вместо этого расскажу другую историю. В 1906 г. Николай II назначил на пост сначала министра внутренних дел, а потом на пост председателя министров Петра Аркадьевича Столыпина. В ряду совершенно бездарных назначений, Столыпин был несомненной удачей Николая. Этот министр принял Россию в то время, когда вся империя была охвачена бунтами, пожарами и терроризмом. Убивали монархов, великих князей и без числа министров. Только что была подавлена революция 1905 г. Николай, боясь быть убитым террористами, несколько лет не появлялся со своей семьей в Зимнем Дворце. Экономика была развалена, Россия катилась в пропасть. За несколько лет Столыпин преобразил империю, освободив крестьян и, дав им в собственность землю, перебил хребет террористам, революционерам и анархистам – они все удалились в эмиграцию. Он разогнал первые две Думы, и заставил работать Третью, которая стала, наконец, заниматься законами. Сам Столыпин и его семья шесть раз подвергались нападениям и однажды, когда террористы заложили бомбу на его даче, кроме того, что были убиты десятки невинных людей, пострадали маленькая дочь Столыпина и его единственный сын. На все угрозы этот русский отвечал: «Не запугаете!». Через четыре года после его назначения у него был готов генеральный план развития России до 1927 года. Но, случилось нечто, вполне предвиденное. Супруга царя Николая невзлюбила Столыпина. Сплетники при дворе ей нашептывали, что Петр Аркадьевич хочет затмить своею славой самого царя. Последнее расположение императрицы Столыпин потерял, когда выслал назад в деревню зарвавшегося Распутина. Он не мог допустить, чтобы пьяница, аферист и распутник определял внутреннюю политику империи. Николай, который открыто говорил, что для его спокойствия лучше один Распутин, чем десять истерик императрицы, отвернулся от своего министра. Он не смог его уволить, этого не допустила бы  вдовствующая императрица, мать Николая, Мария Федоровна. Столыпин остался на своем посту, но лучше бы ушел, потому что Николай начал открыто им пренебрегать, что было определенным сигналом для недоброжелателей. Недоумки, составляющие, как правило, всегда и везде большинство у власти, не переносят умных и деятельных людей. Так вот, когда ты делаешь, делаешь, делаешь, не жалея собственной жизни, все на благо России, когда защищаешь и укрепляешь монархию, когда укрепляешь авторитет России в Европе, потому что дурак-император сам на то не способен, когда заставляешь себя даже полюбить этого недоумка, самого слабого из всей династии Романовых и, даже называешь его «Маленький», а потом от тебя отворачиваются, это не то, что обижает, не то, что разочаровывает, а просто-напросто убивает. И думаешь тогда: «Зачем жить после всего этого дальше? Ведь никому все это не нужно». Через несколько месяцев Столыпина убили во время официальных празднований в Киеве, в антракте представления в Киевском оперном театре. Его застрелил молодой еврей-террорист на глазах у императора. Этим выстрелом не только убрали единственного человека в России, который мог бы предотвратить кровавый кошмар 1917 г., но уже тогда приговорили и саму царскую династию. Но Николаю II этого было не понять. В театре он даже не подошел к раненному Столыпину, и в больницу наведался только мельком, да и то, к самому Столыпину не зашел. А ведь Петр Аркадьевич умирал в киевской больнице пять дней.

          Эта судьба очень схожа с судьбой Григория Потемкина. Не важно отравили его или нет, страдал ли он хронической болезнью печени или нет, Григорий Потемкин умер тогда, когда Екатерина Великая отвернулась от него. Когда ее последний фаворит, молодой Платон Зубов, и вся его семейка завертели ею как хотели, а у той как будто разум помутился. Он умер тогда, когда в его сердце закралась печаль: «Я столько сделал для России, я старался во славу ее, моей Екатерины, а теперь все это пойдет прахом…». А Екатерина после смерти Светлейшего даже памятника ему не собралась поставить. Всех чествовала, заслуженно и незаслуженно, а вот своему герою, своему великому супругу, так и не сподобилась. Порой недоумеваешь, неужели возможно, чтобы великие умирали только от того, что от них отворачиваются, только от того, что в их талантливой службе перестают нуждаться? Судьба же, подсылая к ним убийц, всего лишь помогает им уйти в самом расцвете сил. Когда Столыпина убили, ему не было и пятидесяти, когда умер Потемкин, ему только-только перевалило за пятьдесят.

          Что касается Аркадия Стасова, моего вымышленного героя, то он оказался жертвой не собственных заблуждений, не жертвой равнодушия с одной стороны и интриг – с другой, как Потемкин, а жертвой своего времени. Стасов оказался в России «лишним человеком». Объясню. После падения СССР в России героями стали «силовики» из КГБ/ ФСБ, героями стали преступники большого калибра, политики и олигархи. В России сегодня производятся такие «продукты», как лживая пропаганда, подкуп и захватнические войны. Интеллигенции там места нет. Стасов же самый настоящий русский интеллигент.

        Интеллигенция чисто русское понятие. Это – особое, лишь в России существовавшее духовно-социальное образование. Интеллигенция – это не класс, это – высоко культурные и образованные люди, увлеченные некой идеей. Так как русскую интеллигенцию всегда мучил вопрос об отношении с действительностью, то в 19-ом веке, например, такой идеей стали поиски смысла жизни, оправдания окружающей действительности или борьба с ней. Причем интеллигенты были так преданы своим убеждениям, что ради них были готовы идти в тюрьму, на каторгу, в эмиграцию или даже на казнь. Первые интеллигенты были дворянами, потом к ним присоединились выходцы из других слоев общества. Первым русским интеллигентом считают Радищева, русского писателя конца 18-го века, за ним последовали Карамзин, создавший 9 томов российской истории, декабристы. Достоевский и Толстой, тоже, конечно, принадлежат к русской интеллигенции. Вероятно, к русской интеллигенции всех времен применимы слова Белинского: «Для меня думать и чувствовать, понимать и страдать – одно и то же». Самое парадоксальное в том, что интеллигенция, остро чувствуя несправедливость бытия и страдания российского народа, сама и подготовила почву «революции» 1917 года. А потом была этим же народом, которым она так опекалась, и раздавлена. Большевики уничтожали интеллигенцию нещадно. Та интеллигенция, что смогла выжить в Советском Союзе, имела достаточно мужества опять и опять вставать в оппозицию к существующему режиму. Солженицын, Иосиф Бродский, Пастернак, Сахаров – яркие представители интеллигенции советского времени. Судьба многих из них была незавидной – лагеря, травля или высылка из страны. Многие потом вернулись на Родину. Но, вернувшись, они не нашли себе места. В моем романе есть кафе «Идиот», где каждый день собираются вернувшиеся писатели – кладбище этих самых писателей-интеллигентов. Там они спиваются. Для Аркадия Стасова, который безумно любит свою Россию, единственным спасением в жизни оставалась семья и такая невинная, чистая душа, как Татьяна Абрикосова. Рядом с ней он смог бы обрести тот смысл в окружающей его действительности, который он давно утратил. Но Татьяна умирает. Татьяна – это русская душа, которая, было, возродилась к жизни в начале девяностых, после крушения советского режима – поэтому моей героине 18 лет – но не может выжить в путинской России.

       Аркадий Стасов тоже оказался выброшенным временем. Кроме того, он отворачивается от Бога. Это – тоже очень русское явление, корнями уходящее в 19-ый век – «русский атеизм». Это атеизм не с научными корнями, когда ученый-материалист, думая, что уже постиг Великую Тайну, заявляет о том, что Бога нет. Нет, атеистами русские становились, когда «возвращали Богу его билет», когда не могли простить Всевышнему несправедливости и жестокости созданного им мира. Поэтому в последней строке я написала, что Аркадий ожидает отмщения. Ему кажется, что он сумеет отомстить Богу за смерть своей любимой Татьяны, за то, что не заступился за Россию, за то, что опять позволил злу взять вверх над добром. Его месть будет состоять в том, что, после смерти Бог не получит его душу, потому что душа Стасова была вся истрачена на горе, вызванное безвременной смертью Татьяны.     

 Это – что касается «жертв» моего романа. Что же касается «чудовищ» - это в шутку сам Аркадий Стасов, которого женщины, любя, прозвали «Питерским Чудовищем». А всерьез – это, конечно, Путин. Настоящее Чудовище…

 

-   Вы сама прожили жизнь, как в романе. Все то, что вы пережили, это – судьба или обдуманный выбор?

 

-   Это, конечно, обдуманный выбор, а Бог помогал или наказывал. Я всегда придерживалась того мнения, что наши судьбы мы делаем сами. Единственное, что может быть предопределенно заранее, это ранняя смерть. В этом случае судьба вырубает тебя в самом начале. Все остальное зависит от нас. Главное, сделать правильный выбор. И выбор этот должен быть сделан не с помощью подкинутой монетки, а осознанно. Приведу пример. После окончания средней школы мне было 16 лет. Родители развелись, семья лежала в руинах, нам с мамой предстоял переезд в Киев, мне надо было продолжать учиться. Закончив среднюю школу в Баку, я имела намерения поступать в Киевский Университет. Знаете, что я услышала от наших самых близких родственников? «Да как же можно об этом даже мечтать? Девочка только что приехала из Баку, кто знает, какое образование она там получила, разве она поступит?!» В то время многие мои ровесницы выскакивали замуж. Поверьте, я была намного красивее многих из них. За мной многие ухаживали - одно мое слово, и моя судьба была бы решена. Но я поразмыслила и поняла, что высшее образование даст мне не только «хлеб», но и  станет моей защитой на все времена. Что бы ни случилось, у меня будет профессия, причем любимая. Вы не представляете, что я пережила за тот месяц, пока сдавала вступительные экзамены! Никто не верил в успех, только бабуля стояла рядом – мой вечный единомышленник и верный помощник. Я поступила! А, поступив, провела шесть лет как в монастыре – ни развлечений, ни танцев, ни гуляний. Дело в том, что я не только училась, но и работала. На протяжении шести лет я никогда не спала больше четырех часов в сутки. Когда я окончила Университет, мне предложили место преподавателя на Университетской кафедре романо-германской филологии, а те мои подружки, что повыскакивали замуж, были уже разведены, с детьми на руках и без всяких перспектив. С тех пор они и жалуются на судьбу.

             Все мои решения касательно выбора, что дальше делать в жизни и как ее строить, были трудными. Я благодарна своему характеру, думаю, что тут без Всевышнего не обошлось. А, может быть, все проще – ведь моя бабушка тоже была абсолютно бесстрашной женщиной. И мы обе – и она была, и я остаюсь – абсолютно свободны духом. Свобода предполагает сопротивление, она и есть обнаружение силы духа. 

            Иначе мне было бы не выжить в нашем режимном Советском Союзе!

                                                                         Деспина Кондараки.