25 февраля, 2010 г.
- Г-жа Графф, как создавался роман «Питерское Чудовище»?
- Вы не поверите, но 10 лет назад, «Питерское Чудовище», было рассказом из 27 страниц. Рассказ этот был написан мною по-английски. Два с половиной года назад, я решила перевести свой собственный рассказ на русский и, как раз в то время, мне попала в руки книга Соловейчика «Потемкин». Прочитав эту книгу, мне пришла в голову идея сравнить великих правителей 18 века и ничтожных вождей 21 века.
- С начала 18-го века до начала 21-го, произошло много изменений – изменилась карта мира, изменились города, культура, как, по-вашему, люди изменились?
- Увы, люди изменились, став более поверхностными. По моему мнению, в наши дни гораздо меньше личностей того высокого уровня, каким отличались выдающиеся исторические индивидуальности 18-го века. Те были героями, философами, гениями! Они открывали и создавали. Мы разрушаем. Мы все более превращаемся в толпу, которой манипулируют демагогия и технология.
- В вашей книге содержится много исторических сносок и представлена большая библиография. Сколько времени вы изучали источники, и сколько времени заняло само написание романа?
- Как я уже сказала, все вместе заняло два года, но хочу заметить, что эти два года я провела практически без сна и без выходных. Эти годы были не легкими, но очень счастливыми для меня. Я жила вместе с моими героями, мы сделались одной семьей. Именно это я и называю вдохновением. Господь бог и судьба также были вместе со мной, буквально подсовывая мне все новые источники о моих героях и о том времени.
- Очень важно для каждого человека распознать «чудовище» в своей жизни или в своих отношениях, и очень трудно, в то же время, не оказаться чье-либо жертвой.
- Начнем с того, что лучше всего, никогда не становиться жертвой другого человека. Можно оказаться жертвой какого-либо режима, идеологии или ошибочных убеждений. Я имею в виду, что не всегда зависит от самого человека, станет ли он жертвой или нет. Выбор не всегда принадлежит ему. Однако при любых обстоятельствах не стоит разрешать превращать себя в жертву. Надо всегда сопротивляться до конца!
- Содержится ли в вашем романе какое-нибудь личное переживание или опыт?
- Только одно воспоминание, вокруг которого 10 лет назад был написан первоначальный коротенький рассказ. Я была студенткой второго курса Университета, за мной ухаживал некто вроде профессора Стасова, он пригласил меня на свидание, мы сидели на скамейке в небольшом парке перед Театром им. Франка в Киеве, и вдруг, из одного окна донеслись звуки музыки – играли на скрипке. Прозвучала одна фраза, которая резко оборвалась. Эта сцена вошла в роман. Все остальное, кроме, разумеется, исторической части, является плодом моей фантазии. В то же время, этот роман – одно из тех редких произведений, где я, как автор, постоянно присутствую, предлагая читателю свою точку зрения и свои суждения. Я не прячусь за своих героев, и этим самым нарушаю принятую форму романа. Надеюсь, читатели меня извинят, а мой роман прочтут с удовольствием.